Изобретатель[Наука] 2025-06-09 11:20
В 1972 году на американских трассах для драгрейсинга появился **мотоцикл с самым настоящим турбореактивным двигателем**. Технически это было безумием, а практически… Практически, в общем-то, тоже. Но обуздать мощь ракетного двигателя всё-таки получилось. Справился один практикующий изобретатель, у которого мы можем поучиться «огню в глазах».
Илон Джек Поттер, больше известный по прозвищу «Мичиганский Сумасшедший» был легендой американского мото-драгрейсинга. Он прославился, участвуя в шестидесятых и семидесятых годах прошлого века в гонках по всей стране на мотоцикле с восьмицилиндровым V-образным двигателем от Шевроле. Поттер гонял на мотоциклах, купленных и самодельных, задолго до того, как ему исполнилось 16 и он смог получить права. Как раз в 16 ему в голову пришла идея поставить в харлеевскую раму «восьмёрку» от Шевроле. Насколько он знал, до него ещё никто такого не делал. И хоть, ему пришлось столкнуться с кучей технических проблем — невероятной вибрацией, непредсказуемым управлением, отрывом переднего колеса от дороги, как сам Поттер позднее говорил — его молодость и невежество стали главным залогом конечного успеха проекта. В 1960 году машина вышла на трассу и выжала 209 км/ч.
__«Невежество — сильнейший инструмент, если использовать его в подходящее время, иногда, он превосходит любое знание» — так он самоиронично писал в собственных мемуарах, изданных в 1999 году.__ Удивительно, но эта концепция перекликается с выводами многих учёных, которые порой заявляют, что незнание порождает больше знаний или что источник знаний в ошибках.
В конце шестидесятых это же сочетание богатого опыта и полезного невежества помогли Поттеру создать трёхколёсный мотоцикл с авиационным **турбореактивным двигателем Фэйрчайлд J44, **купленным на распродаже списанной военной техники. Машина получила название Widow Maker. Однажды тормозной парашют (да, иначе оно не останавливалось) отказал, и Илону пришлось спрыгивать с мотоцикла на ходу на скорости 193 км/ч. Он выжил, а после того Илон Поттер стал одним из первых сторонников обязательного использования мотоциклетных шлемов. Ведь именно шлем сохранил ему тогда жизнь.
13 лет мистер Поттер колесил по трассам Америки. Он выступал на всех гонках, получая от спонсоров по доллару за каждую милю в час свыше 100. Трайк с ракетным двигателем помог владельцу зарабатывать больше. По воспоминаниям современников, обычно он делал три заезда в день, зарабатывая по $150. Заезда было всего три, потому что__ после этого приходилось выбрасывать покрышки.__
В 1973 Илон ушёл из мотоспорта, занявшись спортивными состязаниями на тракторах. Несмотря на безумную молодость, И. Джей Поттер прожил 71 год, оставив после себя дочь, сына и четырёх внуков. Однажды в интервью его спросили, как бы он сравнил себя и своего знаменитого современника Эвела Книвела, на что Поттер ответил: «Разница между нами в том, что ему платят за то, что он говорит, что хочет что-то сделать, не важно, получится у него или нет, а мне платят только за результат».
Кстати, по непроверенным данным реактивный мотоцикл X-J44, как раз в итоге был куплен тем самым Эвелом Книвелом. По сути модель Поттера оказалась одним из немногих успешных реактивных мотоциклов.
**🔥**** **[**Изобретатель**](https://t.me/+sGiGkXsjDfZlNzcy)
#мото